Что такое управление, или Кто, чем, как и зачем управляет. Особенности управленческой деятельности. Что понимают под менеджментом.
Донаучный менеджмент. Научный менеджмент. Школа научного управления (Ф. У. Тейлор). Классическая школа управления (Н. Файоль). Школа психологии (Э. Мэйо, М. Фоллет). Школа науки управления. Современные концепции менеджмента.
Основные функции управления (планирование, организация, координация, мотивация и контроль). Административные, экономические и социально-психологические методы в управлении. Основные принципы менеджмента.
Что такое организация? Внешняя и внутренняя среда организации. Организационные процессы. Виды и цели организаций.
Что такое организационная структура? Принципы построения организационной структуры. Виды организационных структур. Как сформировать оптимальную структуру организации.
Система управления организацией. От чего зависит структура управления. Виды управленческих структур.
От проблемы к принятию решения. Классификация управленческих решений. Механизмы принятия управленческих решений. Индивидуальные методы принятия решений.
Информация и менеджмент. Информационные системы. Как осуществляется коммуникация в организации. Виды коммуникации. Коммуникационные сети.
Что такое власть. Источники власти и способы ее реализации. Лидерство, руководство и менеджмент. Виды лидерства и модели его восприятия.
Функции и обязанности руководителя. Качества руководителя. Подчиненные и их обязанности. Как стать лидером.
Что такое «стиль управления». «Одномерные» и «многомерные» стили. Поведенческий и ситуационный подходы к стилям управления. Модели управления. Взаимосвязь стиля управления и культуры организации.
Объекты управления: кадры, персонал, трудовые ресурсы, человеческие ресурсы. Системы управления персоналом. Этапы кадрового процесса. Кадровая политика. Как оценить эффективность управления трудовыми ресурсами.
Потребности, цели, интересы. Что такое мотивация. Содержательные и процессные концепции мотивации. Способы мотивации и инструменты стимулирования персонала.
Карьера и ее основные типы. Этапы карьеры. Принципы постановки карьерных целей. Технология управления деловой карьерой.
Что такое личность. Характер и темперамент. Социальные основы поведения личности. Личность и коллектив. Социальные роли и отношения в коллективе.
Как и почему возникают конфликты. Конфликт как процесс. Стратегии преодоления конфликтов. Переговоры как способ разрешения конфликтов.
Виды стратегий организации. Бизнес-план как основа стратегического управления. Виды стратегических планов. Моделирование стратегического управления (управление по целям и др.).
Технологический процесс и управление. Как осуществлять текущее планирование. Цели оперативного управления. Диспетчеризация. Сетевые графики и графики Ганта.
Содержание и этапы контроля. Каким бывает управленческий контроль. Управление по отклонениям.
Бюджет и финансовый план организации. Как формировать и распределять финансовые ресурсы. Оценка текущего и перспективного финансового состояния. Портфель инвестиций.
Нововведения и их классификация. Этапы разработки, создания и внедрения нового продукта. Методы управления проектами.
Маркетинг в организации. Как изучать рынки. Оценка текущей и перспективной конъюнктуры. Формирование ценовой, ассортиментной, сбытовой и рекламной политики.
Предпосылки организационного обновления. Этапы организационного реформирования. Преодоление барьеров на пути организационных изменений. Факторы успеха. Роль лидера в процессе обновления организации.
Вызовы «новой» экономики. Информационное общество, экономика знаний и менеджмент. Требования к современному менеджеру.