Ваш код акции: 47328

Агрессия и агрессивное поведение

Категория: Психология и личностный рост

Слушатели данного вебинара познакомятся с биологическими и социальными аспектами такого широко распространенного явления как агрессия.
Узнают о способах контроля агрессивного поведения. Изучат на практике формы своего собственного агрессивного поведения с помощью теста Басса-Дарки.
План вебинара:
  1. Агрессия среди людей: биологический и социальный смысл;
  2. Биологические предпосылки агрессивного поведения;
  3. Практическое задание: тест враждебности Басса-Дарки;
  4. Контроль агрессивного поведения.        

Мы часто сталкиваемся с агрессией на улице или в семье, иногда пытаемся подавить приступы агрессии в себе или же в своих детях. На вебинаре, который проведет для нас Пушкин Александр Анатольевич, практикующий психолог и судебный эксперт, мы познакомимся с биологическими предпосылками агрессивного поведения, узнаем, как его контролировать.

Биологические предпосылки агрессивного поведения

Агрессия присуща всем живым существам, как людям, так и животным. Например, Зигмунд Фрейд (австрийский психолог, психоаналитик, психиатр и невролог) выражал уверенность, что два таких разных, полярных свойства, присущих человеку и всем живым существам, как агрессивность и сексуальность – Проявление одного и того же феномена, или две разных стороны одной и той же медали.

Агрессия — поведение животных (в том числе и людей), выражающееся в нападении или угрозе нападения (агрессивных демонстрациях) на особей своего (реже чужого) вида, связанное с эмоциями страха или ярости, при защите своей территории, добычи, полового партнера, установления иерархии подчинения в стае и т.п.

Агрессия как правило является реакцией особи на фрустрацию.

Фрустра́ция (лат. frustratio — «обман», «неудача», «тщетное ожидание», «расстройство замыслов») — психическое состояние, возникающее в ситуации реальной или предполагаемой невозможности удовлетворения тех или иных потребностей, или, проще говоря, в ситуации несоответствия желаний имеющимся возможностям. Такая ситуация может рассматриваться как психотравмирующая.

Биологический смысл агрессии представляет собой средство, чтобы выжить в борьбе с другими существами, как средство защиты и утверждения себя, своей жизни через уничтожение или победу над соперником.

Агрессия среди людей: биологический и социальный смысл

Агре́ссия (от лат. aggressio — нападение) — мотивированное внешними или внутренними факторами деструктивное поведение, противоречащее нормам сосуществования людей, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический, моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт.

Биологический смысл человеческой агрессии не отличается от такового у животных, кроме того, человеческая агрессивность имеет и социальный аспект.

Этологическая теория агрессивности предполагает, что, например мужчина, будучи активным защитником своей жизни и жизни сородичей, биологически запрограммирован на агрессивность. Таким образом, сторонники этологической теории рассматривают агрессивное поведение человека как спонтанную врожденную реакцию. Эта точка зрения нашла свое отражение в работах К. Лоренца. Согласно ему, природа человеческой агрессивности инстинктивна, как и механизм, запрещающий умерщвлять себе подобных. Но Лоренц допускает возможность ее регуляции и возлагает надежды на воспитание, усиление моральной ответственности людей за свое будущее.

Агрессивное поведение также подробно изучалось бихевиористами, связавшими агрессию с фрустрацией. Под последней понимается эмоциональное состояние, возникающее в случае появления непреодолимых препятствий на пути к достижению желаемой цели. Это — невозможность удовлетворить потребности.

Следовательно, любая агрессия вызвана конкретной фрустрацией.

Виды агрессии в психологии:

  • прямая (брань, драка и т. п.) или косвенная (насмешка, критика);
  • непосредственная (в текущее время) или отсроченная;
  • направленная на другого человека или себя самого (обвинение себя, плач, самоубийство).

Фрустрации и агрессия возникают в результате социального сравнения: «Мне дали меньше, чем другим», «Меня любят меньше, чем других». Фрустрация способна накапливаться, усиливая и закрепляя агрессивность человека либо формируя у него комплекс неполноценности (это и есть агрессия против самого себя). В конечном счете это выплескивается вовсе не на виновника фрустрации (он сильнее, благодаря ему она возникла), а на тех, кто слабее (хотя они фактически не виноваты), или тех, кого посчитали врагом.

Согласно теории социального научения, фрустрация и конфликт облегчают проявление агрессии, будучи необходимым, но не достаточным условием для ее возникновения. Чтобы проявилось агрессивное поведение, необходима предрасположенность к нему в подобных ситуациях. Она формируется и закрепляется через социальное научение — благодаря наблюдению за поведением окружающих, собственному удачному опыту агрессии. Таким образом, первостепенная роль в формировании предрасположенности к агрессии отводится социальному окружению. 

Наиболее известный сторонник данного подхода — Арнольд Басс. 

Басс указал на ряд факторов, от которых зависит сила агрессивных привычек:

Частота и интенсивность случаев, когда человек испытал фрустрацию, раздражение. Люди, которые получали множество гневных стимулов, скорее прореагируют агрессивно, чем те, кто нечасто сталкивался с такими стимулами.

Неоднократное достижение успеха с помощью агрессии закрепляет соответствующие привычки. Успех бывает внутренним (резкое ослабление гнева, удовлетворенность) или внешним (устранение препятствия или достижение желаемой цели либо вознаграждения). Выработавшаяся привычка к агрессии, атаке делает невозможным различение ситуаций, когда агрессивное поведение необходимо; человек всегда склонен реагировать агрессивно.

Культурные и субкультурные нормы, усваиваемые человеком, облегчают развитие у него агрессивности (с детства смотрит мультики и фильмы, где присутствуют сцены агрессивного поведения, усваивает его нормы).

Влияние оказывает темперамент человека: импульсивность, интенсивность реакций, уровень активности провоцируют закрепление агрессивных форм поведения и формируют агрессивность как черту личности.

Басс считает, что нужно различать виды агрессивного поведения. Классификация основана на дихотомиях. В результате выделяются физическая/вербальная, активная/пассивная, направленная/ненаправленная агрессия.

А. Бандура, считал, что если человек с детства видит агрессивное поведение людей, особенно родителей, то в силу подражания он обучается аналогичным действиям. Исследования показали, что агрессивные мальчики воспитывались родителями, применявшими по отношению к ним физическое насилие. Такие дети могли вести себя покорно дома, но по отношению к ровесникам и посторонним людям проявляли большую агрессивность, чем их сверстники, у которых в семье была иная ситуация. Именно поэтому ряд исследователей считают физическое наказание ребенка моделью агрессивного поведения, передаваемого взрослыми. Наказание эффективно только при соблюдении ряда условий, к коим причисляются позитивное отношение наказывающего к наказываемому и принятие наказываемым норм наказывающего.

Контроль агрессивного поведения

Степень агрессивности бывает различной — от едва заметной до максимальной. Вероятно, у гармонически развитой личности агрессивность должна присутствовать. Потребности индивидуального развития и общественной практики формируют в людях способность к устранению препятствий, а подчас и к физическому преодолению того, что противодействует этому процессу. Полное отсутствие агрессивности приводит к податливости, невозможности занимать активную жизненную позицию. Вместе с тем чрезмерное ее развитие (как акцентуация) начинает определять весь облик личности, превращая последнюю в конфликтную, не идущую на социальную кооперацию. В своем крайнем выражении она становится патологией (социальной и клинической): агрессия утрачивает рационально-избирательную направленность и превращается в привычный способ поведения, проявляясь в неоправданной враждебности, злобности, жестокости, негативизме.

Подобные примеры поведения мы можем увидеть в лице людей, которые скатились по социальной лестнице, злоупотребляют алкоголем, наркотиками. Для них характерен очень низкий порог разряда агрессии. Причем он приобретает крайне жестокие и безобразные формы. Алкоголизм и наркомания снижают самоконтроль человека и делают агрессивное поведение привычным для него.

Способы контроля агрессивного поведения, распространённые в обществе:

  • Наказание/страх перед наказанием; (уголовная ответственность)
  • Канализирование/трансформирование агрессивных побуждений; (можно, например, трансформировать свои агрессивные побуждения с помощью спорта, физических нагрузок или же посредством творчества: написание художественных произведений, картин, где человек может выплеснуть свою накопившуюся негативную эмоциональную энергию)
  • Освоение неагрессивных моделей поведения. (этим занимаются социально-психологические тренинги)